Вблизи одноименного высокогорного селения Зангезура, у обрыва глубокого ущелья расположен Татевский монастырь. Он был основан в IX веке на месте древнего святилища. Его выгодное стратегическое расположение в труднодоступном месте благоприятствовало созданию здесь и мощных укреплений. Некоторое время Татевский монастырь был не только религиозным, но и политическим центром Сюникского княжества.        Ансамбль Татева гармонически согласуется с окружающим его горным пейзажем. Центром его служит большой храм Сурб Погос-Петрос, видный издалека. В монастырской ограде находятся также покои настоятеля, капитально перестроенные в XVII веке, зально-сводчатая трапезная с кухней и кладовыми, монастырские службы. В скальном и частично насыпном грунте было устроено много потайных хранилищ. Расположенные в ряд по периметру ограды, эти жилые и хозяйственные помещения монастыря как бы продолжают его скальное основание, придавая всему комплексу Татева большое своеобразие и величественность.        В X веке монастырь насчитывал около тысячи обитателей, в его ремесленных мастерских создавались произведения прикладного искусства. Среди них – золотой оклад Татевского Евангелия XVII века, на нём, кроме евангельских сцен, изображены и портреты Ована Воротнеци и Григора Татеваци – основателей Татевского университета. Образец высокого искусства резьбы по дереву являют собой двери Татевского храма. Полотна дверей и стороны обрамляющих их коробок сплошь покрыты тончайшей резьбой, в центре помещено крупное изображение креста над щитом, выше – трёхстрочная наставительная надпись.        В жизни Татевского монастыря было время, когда он назывался ещё и университетом. Образовательное дело, замерев в 1338 году в Гладзорском университете, продолжалось в других школах, в числе которых была и школа Татева, также именовавшаяся университетом. Истории известны его ректор Тиратур Киликеци, учёные и наставники Ован Воротнеци, Григор Татеваци, Маттеос Джугаеци. Об этом университете можно сказать словами армянского историка: «Было в святом Татевском монастыре три отделения: на одном обучали музыке по канонам сладкозвучного пения, следуя древним певцам-вардапетам; на другом учились живописному искусству и разным приёмам рисования; на третьем изучали науки внешние и внутренние, в частности Ветхий и Новый Завет на основе внутренних (церковных) и внешних (языческих) толкований и коментариев».        Искусство миниатюры обучавшиеся здесь постигали у Григора Татеваци, который был не только известным философом, но и превосходным живописцем. Его портрет в окружении учеников на миниатюре 1449 года в «Толковании псалмов Давида» - достаточно редкий факт в армянской книжной живописи, показывающий степень уважения к учёному.        Едва ли не с первых веков христианства в Армении, в монастырях и университетах занимались переводами с греческого и других языков рукописей духовного и светского содержания. Искусство перевода чрезвычайно не простое дело. Овладевший им сохраняет не только факты, что совершенно естественно, но и передаёт чувство автора, буквально переводит множество географических названий, собственных имён и другие подробности, украшающие авторский текст.        Армянские переводчики древности и средневековья славились искусством перевода. Совершенное знание языков и приобщение к тайнам философской науки, вкупе с применявшимся ими принципом буквального перевода обеспечивали ему очень высокую точность. Уже современные нам исследователи отмечают, что переводы на армянский Аристотеля, Порфирия и многих других авторов дают возможность уточнять смысл оригиналов, в ряде случаев искажённый переписчиками.        Главный памятник монастыря – храм Сурб Погос-Петрос, возведённый в 895-906 годах, представляет собою тип купольных базилик, обогащённый однако некоторыми новыми чертами. К ним относится устройство в западной части храма приделов, углы стен которых образуют купола. Лаконичный облик храма усиливает впечатление значительной высоты здания.        Гладкие, без излишней деталировки, фасады храма украшены изображениями человеческих лиц, к которым обращены головы змей, почитаемых у армян в качестве покровительниц жилища.        Интерьеры храма, служившего главным собором Сюника, в 930 году были украшены фресками, сейчас почти полностью утраченными. В алтарной апсиде был изображён Христос в окружении пророков и святых. Западная стена была расписана сценами Страшного суда, северная – сценами Рождества.        К южной стене главного храма примыкает церковь Сурб Григор, сооружённая в 1295 году на месте более ранней постройки IX века. Это церковь зального типа с полуциркульной алтарной апсидой. Декоративное убранство её весьма скупо, портал входа украшен ажурным геометрическим орнаментом.        К церкви Сурб Григор примыкает сводчатая галерея с арочными проёмами на южной стороне. Возможно, именно здесь действовал университет.        В XIX веке перед входом в главный храм была сооружена трёхъярусная колокольня с лёгкой восьми колонной звонницей.        В монастыре сохранилось уникальное произведение инженерного искусства Армении – монумент «Гавазан», воздвигнутый в 904 году во дворе монастыря. Это восьмигранный, сложенный из небольших камней чистой тёски, столб высотою восемь метров. На вершине его утверждён хачкар с прорезным орнаментом и полукруглым навершием. Благодаря шарнирному соединению со стилобатом и чрезвычайно точному расчёту центра тяжести сооружения, столб этот наклонялся и возвращался в исходное положение под воздействием сейсмических колебаний почвы и даже от простого прикосновения человеческой руки.